Deadly Drunker (deadly_drunker) wrote,
Deadly Drunker
deadly_drunker

Category:

Советские электроорганы

Вот вы говорите "Hammond B-3, Hammond B-3" и, наверное, даже не подозреваете, что в СССР тоже были электроорганы, причём собственной разработки.

Например, инструмент "Лель-0041":



В начале восьмидесятых эта красота продавалась по сумасшедшей цене в три тысячи рублей. На эти деньги можно было купить "Запорожец", половину "Жигулей" или три цветных телевизора.

Панель управления:


Лель-0041 представлял собой двухмануальный инструмент на основе гармонического синтеза с блоком автоаккомпанемента. Имелся встроенный синтезатор. Количество октав верхнего мануала - 4, нижнего - 5. Была возможность одновременного проигрывания на верхнем мануале органной и синтезаторной части, а также одновременное проигрывание пресетными и регулируемыми регистрами.

Имелась возможность одновременной игры на верхнем и нижнем мануале органной, синтезаторной частью, баса с ритм сопровождением. Нижний мануал в режиме авто/аккомпанемента делился на две части (2+3 октавы): левая часть которой предназначена для проигрывания аккомпанемента. Имелась возможность одновременного включения нескольких ритмов сразу (каждый с отдельным набором ударных звуков) для придания более сложных ритмических рисунков.

Инструмент выпускался на московском заводе cчетно-вычислительных машин. Звучал он вот так и так.

А вот "Ритм-1" - клавишный переносной электроорган, выпущенный Кировским производственным объединением:



Имел пятиоктавную клавиатуру, с возможностью разделения звуков в правой и левой секциях, встроенный ритм блок и функцию автоаккомпанемента с различными стилями. Мог производить звуки органа, струнных, духовых инструментов и перкуссионные щелчки. Были предусмотрены различные регистры для изменения звуков органа, басов, аккомпанемента и др., а также регулировка баланса между частями секций и прочих режимов тембров. Среди эффектов: частотное вибрато, скольжение, тремоло, перкуссия, затухание. Предусмотрена педаль громкости. Инструмент в жестком кейсе весил около 30кг.

Примеры звуков: один, два, три.

Дивный инструмент "Перле" рижской фабрики RMIF:



Электроорган с пятиоктавной клавиатурой с рояльными деревянными клавишами, помещен в деревянный прочный корпус. Орган имел встроенный блок эффектов состоящий из Sordino\Vibrato\Tremolo. На задней панели были расположены выходы для усилителей и вход педали. Вес около 20кг.

Примеры звучания: один, два, три.

Полифонический орган "Солярис Эстрадин - 314" 1989 года выпуска:



Не совсем понятно, почему его причисляют к электроорганам, т.к. звуковые возможности у него как у синтезатора. Взгляните на панель управления эффектами:



Инструмент имел 49 клавиш, 5 регистров с переходами 1',2',2 1/2', 4', 8'. Функция глиссандо обладала возможностью спуск на 2 октавы вниз (служило компенсацией отсутствия второго мануала). Бриллианс - функция повышающая общую яркость звучания во всех регистрах, действовала независимо от других настроек. Слайдеры фильтра соответствовали следующим стандартам: ударение - envelope, полоса - cutoff, яркость - resonance. Функции вибрато модулировали частоту колебаний тона (частотное) и огибающей (тембровое). К инструменту дополнительно выпускалась железная стойка с надписью "Эстрадин".

Звучал "Эстрадин-314" божественно: пример один, пример два, пример три.

А вот это серъезный инструмент "Электроника ЭМ - 141":



Инструмент электромузыкальный клавишный "Электроника ЭМ-141" - одномануальный, пятиоктавный, многоголосный, портативный инструмент. Предназначался для исполнения эстрадных и классических произведений в качестве солирующего или аккомпанирующего инструмента в составе профессиональных и любительских ансамблей, а также в домашних условиях.

Инструмент состоял из следующих секций: флейтовой секции, перкуссионной секции, синтезаторной секции, секции эффекта хоруса-фленджера. Флейтовая и перкуссионная секции инструмента представляли собой общепринятую структуру органа. Синтез тембра звука осуществлялся из десяти гармоник путем набора их уровней. Темброобразование, построенное на чистом синусоидальном сигнале, позволяло имитировать звучание органа "Хамонд", виброфона и других инструментов.

Синтезаторная секция, содержащая в себе устройства управляемого фильтра в управляемой огибающей, имитировала духовые инструменты (валторну, английский рожок и другие), а также самые разнообразные звуки, свойственные синтезаторам. Секция хоруса-фленджера придавала звучанию инструмента свойства пространственности и имитировала эффект вращения источника звука в пространстве - по сути это чистой воды Leslie!

Звучит реально серъезно, я не шучу. Послушайте: раз, два.

Ну и для полноты картины надо обязательно сказать об ЭМИ "Прелюдия":



Чудо с двумя мануалами и полной клавиатурой традиционного органа, с расширенной панелью регистровых переключений и другими усовершенствованиями предназначалось для музыкантов-профессионалов. Возможности инструмента формально позволяли исполнить на нем классические органные произведения. Примеров звучания, к сожалению, нет.

В СССР существовали и другие синтезаторы/электомузыкальные инструменты, которые так или иначе можно считать электроорганами, но вышеперечисленные обладают ярко выраженной "органностью": управлением регистрами, многомануальность и т.д.

Фотографии, примеры звуков и часть текста © ruskeys.net
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments